Построенная инфраструктура не сможет функционировать без программного обеспечения (ПО), правильный подбор которого является залогом успеха всего процесса информатизации.
Традиционно ПО делится на общесистемное (обеспечивает функционирование системы) и прикладное. Выбор и того, и другого очень важен, т.к. напрямую влияет на эффективности работы системы и общей стоимости проекта. Но если выбор общесистемного ПО в основном диктуется параметрами оборудования, то выбор прикладного в боль-шей степени зависит от заказчика. Мы можем рекомендовать те или иные варианты, но последнее слово остается за руководством ЛПУ. Самым важным и дорогостоящим элементом прикладного ПО является медицинская информационная система (МИС). О ее выборе мы поговорим подробнее.

В данное время в России зарегистрированы сведения о 775 различных программных продуктов для здравоохранения. В это число входят самые разнообразные решения – от небольших программ для формирования статистических отчетов до мощных и современных медицинских информационных систем.

В первую очередь необходимо отметить, что для эффективной автоматизации ЛПУ выбор нескольких программных продуктов различных поставщиков для автоматизации отдельных задач представляется крайне неразумным решением. Опыт автоматизации лечебных учреждений, накопленный за последние 20 лет, однозначно свидетельствует о том, что при внедрении нескольких разрозненных приложений неизбежно возникает проблема их совместимости, качественной технической поддержки и эффективного многолетнего использования. Исторически внедрение таких приложений стали называть «лоскутной автоматизацией», вероятно, в силу методов их разработки и внедрения. Такие приложения отчасти дают хороший эффект только в начале внедрения,
когда руководителю ЛПУ нужно решить «горящие» задачи: формирование государственной отчетности, взаиморасчеты по ОМС, формирование плана по вакцинациям или выписку рецептов по ДЛО. Для внедрения таких приложений в ЛПУ создаются фрагменты информационной сети («лоскуты»), например — от-дельная сеть у статистиков, отдельная – в бухгалтерии, и устанавливаются автономные рабочие места, чаще всего — компьютер в регистратуре, у секретаря главного врача, в отделе кадров, в кабинете вакцинопрофилактики и т.д.

Со временем персонал ЛПУ привыкает к компьютерной технике и усиливает требования к применяемому ПО: возникают задачи совместного использования реестра застрахованных, обмена внесенными данными между приложениями, консолидации отчетности в одном приложении и т.д. Пользователи начинают спрашивать: «а почему мы заколачиваем одни и те же данные в несколько программ?», «почему отчеты от разных приложений дают разные результаты?», «мы внесли все данные, но получаем 1-2 отчета – а почему нельзя добавить свои отчеты или изменить уже существующие»? и т.д. Чаще всего положительного ответа на задачи консолидации и масштабирования в «лоскутной» автоматизации просто не может быть. Нередко разработчиков отдельного приложения уже просто не найти, программная база других программ безнадежно устарела, или производители требуют непомерную оплату за доработки или интеграцию с другим ПО. В результате «лоскутный» подход заставляет ЛПУ нести существенные издержки при эксплуатации такого «зоопарка», что так или иначе заставит руководство рассматривать вариант смены программного обеспечения на единую, комплексную медицинскую информационную систему, интегрирующую в себе все имеющиеся задачи и приложения. Внедрение единой комплексной информационной системы позволит автоматизировать все основные процессы ЛПУ.

КОМПЛЕКСНОСТЬ МИС ПРЕДПОЛАГАЕТ:

  • Полный спектр требуемых для ЛПУ программ сосредоточен в единой системе
  • Все, что нужно для работы пользователя, функционирует в одном программном пространстве
  • Каждый пользователь вносит только «свою» информацию, но получает доступ к любым необходимым ему данным

Важно запомнить, что разница в системах кроется не в списке функций (они примерно у всех одинаковы), а в глубине, качестве и полноте их проработки.